ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Художники и барыги. |
Главная страница старого сайта Д. Завильгельского | Новый сайт Д. Завильгельского |
В последнее время в профессиональных кругах возникает ряд дискуссий на тему «телевидение и документальное кино». Существует два полярных мнения. Одни считают, что телевидение – это спасение для документалистики, другие обеспокоены снижением творческого уровня документальных фильмов, сделанных по заказу российских телеканалов.
Сейчас как никогда ранее роль документального кино резко возросла. Люди хотят его смотреть, но парадокс – негде кроме телевидения это сделать невозможно. Но поскольку на телевидении всё жёстче закрепляет свои позиции старая добрая политическая цензура (я не говорю уже о цензуре денежной, анти-интеллектуальной, рейтингах и пр.) то авторское кино, которое делаем мы, до зрителей в 99 случаях из ста просто не доходит до широкого зрителя. Можно представить, что лет так через пять опять станут популярны кинотеатры документального кино, так как правду о людях, живущих в нашей стране, можно будет узнать только от туда. С одной стороны это хорошо – зрители увидят настоящее авторское кино, а не суррогат, предлагаемый теле производителями, а с другой стороны, не очень хочется опять возвращаться в прошлое. Да и мы – режиссёры документалисты уже сейчас вынуждены зарабатывать на хлеб разного рода «халтурами на телеке», так как все равно на те деньги, которые государство всё-таки выделяет на поддержку кинематографа и, в частности, на авторскую документалистику, можно прожить только два дня после зарплаты. Ещё один парадокс нашей ситуации заключается в том, что государство при этом тратит большие средства на поддержку документального кино. В год производится около 200 документальных фильмов за деньги Минкульта. Половину из них снимают на кинопленке 35миллиметров! Это очень дорогостоящее производство, если учесть, что только одна плёнка и её обработка для производства короткометражного тридцатиминутного фильма стоит около дести тысяч долларов. За границей уже давно считается непозволительной роскошью снимать документальное кино на 35-ти миллиметровой плёнке. А мы снимаем! И российское документальное кино до сих пор одно из лучших в мире. На всех престижных международных кинофестивалях документалисты из России стабильно получают престижные призы и очень высоко держат профессиональную планку. До сих пор во время фестивальных показов на наше документальное кино выстраиваются очереди из простых зрителей, желающих смотреть документальное кино, правда, в Париже, Хельсинки, Нью-Йорке, Лос-Анжелосе… Так почему же при таких успехах за рубежом наши телевизионные функционеры воротят носы от тех фильмов, которым рукоплескали французы, американцы, англичане, немцы? И предлагают нам как эталон – так называемые «фильмы», где только и прохаживается какой-нибудь «раскрученный бренд» в лице уставшего от «народной любви» и денег журналиста, и с умным видом вещает. Мелькают одни и те же надоевшие всем лица. А где русский народ на экране? А фильмы про него смотрят европейцы! Вот ещё один парадокс. Сейчас много говорят о том, что телевидение это единственный спасительный круг для документального кино. Там хотя бы есть заказы, можно проявить и показать себя как профессионала и художника. Думаю, что это высказывание более чем спорно. Осмелюсь даже сказать, что современное телевидение убивает документальное кино в том виде, в котором оно должно существовать. На знамени телевизионных деятелей есть фраза, объясняющая всё – цинизм, необразованность и алчность этих людей: «пипл схавает». Это значит, что зритель будет смотреть любую чепуху. Они еще любят говорить: «не нравится – не смотри». Но совершенно забывают о том, что великая миссия человека искусства заключается в воспитании своего зрителя, привития ему хорошего вкуса и любви к прекрасному. Они даже не подозревают, что мир до сих пор держится именно на ценностях культуры, а не на зелёных бумажках, полученных за их глупые шоу. Во общем «пипл хавает», но когда начнёт блевать от такой хавки, им-то самим в первую очередь станет плохо. А блюют-то уже во всю! В прямом и переносном смысле. На улицу страшно выйти, так и с порога вляпаешься. Простите за банальности и нравоучения, но это действительно так! Ещё хочу сказать о том, что прекрасно понимаю условия производства документальных программ (фильмами это не хочется называть) на современном телевидении в России. Это не сравнимо с теми творческими метаниями, раздумьями и прочими атрибутами создания художественного произведения. Один из документалистов сравнил кино и телепродукцию с хорошим рестораном и «макдональдсом». Действительно, нужно сделать быстро, дёшево, съедобно. А будет ли потом болеть живот или заработает он от постоянного поглощения «культурного» фаст-фуда душевную язву, никого не волнует. Среди телевизионных деятелей бытует мнение, что с приходом кинематографистов повысится качество продукции. Смею огорчить вас - это ошибочное мнение. Сам не раз имел печальный опыт работы с ТВ, когда был поставлен в сжатые сроки и условия. В результате получилось как Тяни-Толкай. Я тянул в сторону образности и прочих атрибутов авторского кино, свойственных документальному фильму, а продюсер в сторону репортажной эстетики. Так бодались, бодались, и получился некий мутант - и не документальный фильм и не репортаж. Конечно, есть плохие и хорошие режиссёры как плохие и хорошие журналисты. Но мы сейчас не говорим о журналистике на телевидении. Наша тема-кино. Так где же выход из этой почти тупиковой ситуации? Сначала давайте подведём итог всему вышеизложенному. Государство России тратит из своего бюджета большие деньги на поддержку документального кино как одного из жанров искусства. СНИМАЮТСЯ ФИЛЬМЫ, НО ЗРИТЕЛИ В РОССИИ ЭТО КИНО НЕ ВИДЯТ! Потому что телевизионные чиновника не хотят это кино показывать. Почему? Потому что они считают, что людям это не интересно. Неправда. За границей эти фильмы проходят «на ура» с аншлагом. А наши что, дураки? Да нет, вроде. Русский народ всегда отличался умом и сообразительностью. ТАК ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТАКОЙ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ? Потому что телевизионщики не хотят рисковать рейтингом и идут по проторенной дорожке. А как же предназначение художника, чтобы сделать людей духовнее? Да им на это плевать. Ну и где же выход? Мне кажется, нужно своим трудом, каждым новым фильмом бороться за своего зрителя. Мы, художники-документалисты, сможем слепить любую работу на очень высоком уровне. У каждого из нас в багаже есть корпоративные фильмы и ролики, заказчиками которых являлись крупнейшие российские и мировые компании. Но корпоративное видео и реклама не имеет ничего общего с тем, что смотрят десятки миллионов телезрителей. Да и фильмов и сериалов по заказу ведущих телеканалов России нами сделано немало. Мы старались работать максимально честно, но телевизионные продюсеры старались то и дело похабить наши труды, да и заплатить за работу как можно меньше. Сжатые сроки производства, кабальные договора, погоня за сиюминутной сенсацией – свойственна сегодняшним продюсерам на нашем ТВ. Потому что их цель одна, которая банальна до безобразия – жажда лёгкой наживы. Мы тоже не монахи, давшие обед не стяжательства. Мы тоже хотим жить при максимальном достатке, но только не ценой попирания своего профессионального и гражданского достоинства. Для нас главное – зритель, который придёт в зал или включит телевизор. Его нужно заставить задуматься над собой, показать как живут другие люди. Да всё очень просто – показать ему добротное, качественное, уникальное, гениальное…, а главное настоящее документальное кино. |