Обсуждаем итоги XV фестиваля документального кино «Россия»
Дмитрий Завильгельский
Закончился очередной фестиваль в Екатеринбурге под гордым и многообещающим названием «Россия». Хорошо, что не позорно, как это частенько случалось за последние годы, когда откровенные околокиношные поделки становились обладателями давно переставшего быть почётным Гран-при. Вот по этому фестиваль постепенно начал утрачивать любовь и уважение кинодокументалистов и значимость в киношной жизни страны. Так горячо любимая халява кончилась где-то пять лет назад окончательно (теперь проезд в один конец да на поезде+проживание в гостинице Свердловск) - вот всё, что заменило так любимые документалистами «ломившиеся столы от водки, яств» и прочее бесплатное. Но это не главное. Главное, что происходило, начиная с отбора и до вручения призов: большинство работ, взятых в конкурсную программу этого года, просто не отвечают требованиям к фильму, который будет худо-бедно представлять российское кино на одном из главных (потому что почти единственном) внутреннем фестивале документального кино, но и вообще профнепрегодны. Возможно, это помешательство связано с тем, что г-н Шемякин (председатель отборочной комиссии) попросту не врубается в документальное кино, хотя считается главным теоретиком в этой области. Парадокс? Россия вообще полна парадоксов, поэтому воспринять это можно как данность, но сказать об этом давно пора.
Что касается принципа награждения – тут вроде бы всё правильно. Слишком правильно. «Мирная жизнь» Павла Костомарова и Антона Каттена 100% попала в «точку». На то ребята и рассчитывали. При всех достоинствах этого фильма, очевидно одно - нарочито фестивальное кино, ориентированное как обычно, в очередной раз «ошарашить запад» такими Russian monsters - колдырями и угнетателями свободного чеченского народа. Я год назад восхищался «Трансформатором» (реж Костомаров-Катен). Это был их дебют. Ждали от ребят нового кино. Но «Мирная жизнь» не переплюнула «Трансформатор», а наоборот, вызвала оправданное раздражение повторением «чернушной эстетики», органичной в «Трансформаторе». Короче, «Мирная жизнь» - типичный пример коньюктурного фильма а-ля Манский-Косаковский, только немножко хуже. Но – Гран-при! На то ребята и рассчитывали…
Что касается остальных работ, я не буду вдаваться в анализ. Не стоят они того, что бы их анализировать. Можно сказать, что призы получили, может быть единственные из «списка Шемякина» более-менее достойные работы.
Но был там один фильм, который заслужил приз, учреждённый нами (учениками Гуревича). Приз имени Леонида Гуревича. Фильм этот - «Дорогой Маркович» (автор сценария и режиссёр В. Брынцев). Удивительно, что этот фильм не получил никакого приза от официального жюри. Хотя, чему здесь удивляться – Россия!
На фоне беспросветной чернухи, воинствующего «псевдоэстетизма» и откровенного непрофессионализма, «Дорогой Маркович» оказался лучом света в этом болоте. Фильм, от которого после просмотра хочется жить, думать. История замечательного учителя, школьные байки. Без чернухи и неумелого эстетства, просто и гениально. Да ещё на 35 мм, что само по себе подвиг. Это, признаюсь, лучшее, что я видел в документальном кино за последние годы. Фильм драматургически выстроен, пусть местами за счёт постановочных моментов, но это-то и придаёт шарм. Думаю, Гуревич отметил бы этот фильм тоже как один из лучших. Обожал он таких героев – чудаковатых евреев, на которых земля Российская держится.
Пусть простят меня коллеги за немного резкий стиль, но давайте перестанем сюсюкать друг перед другом. Ведь как обычно строятся отношения в киношных цехах: Встречаются два режиссёра в Доме кино. Один снял г.. картину, а второй ещё хуже. « -О, какое кино классное у тебя, говорит один другому,- а про себя думает, - ну и г… же!!!». То же самое и второй… А вообще обычно помалкивают и говорят, какую фигню сделал их товарищ, и какие они на его фоне молодцы.
Если мы будем так дальше лгать друг другу, то и кино-то документальное выродится. Останутся эти РТР-ровские 44-минутки, снятые за неделю и смонтированные за две под «верным партийным руководством товарищей с ТВ». Короче, деньгу будем зарабатывать, а об искусстве забудем. Так и станем телевизионщиками и будем мерить успех не качеством картины, а призрачным рейтингом и кто больше денег заработал…
Вот почему гложет горькая обида за Свердловский фестиваль… Это должна быть площадка для настоящего документального кино – которого мало, но почему-то есть и не замечено г-ном Шемякиным. Там должны собираться режиссёры и не просто обстряпывать свои делишки или просто пить очень много водки, а конструктивно обсуждать проблемы развития кино, контактировать со зрителями, искать пути для продвижения своих работ.
Уверен, что пока появляются на свет такие картины как «Дорогой Маркович», не всё ещё потеряно, господа! Слава и хвала режиссёру Брынцеву, Наталье Желтухиной (продюсеру картины) и студии «Риск» за этот фильм. Молодцы!!!



Hosted by uCoz