Заметка о «Трансформаторе» |
Дмитрий Завильгельский |
Когда мы собрались на Высших курсах по поводу обсуждения конкурсной программы фестиваля «Россия», чтобы выбрать фильм-лауреат приза им. Гуревича, не было никаких сомнений, что «Трансформатор» - это именно то. Также не было сомнений о том, что этот фильм не получит наград от жюри. Мы ошиблись. Это значит, что «Россия» начинает просыпаться после долгого сна. Это очень хорошо, но совершенно очевидно то, что этот фильм никогда не увидят телезрители, а это уже другая тема для разговора…
Так чем же покорил вас «Трансформатор»? Где здесь поиск новых драматургических решений? Сидят там два колдыря и ругаются матом. И так почти весь фильм. Полное безобразие! - Скажут оппоненты. Конечно, тем, кто не считает мат частью русского языка, кто не понимает простоту и гениальность произведений Юза Алешковского, Венечки Ерофеева, этот фильм смотреть не следует. И спорить с этими людьми о достоинствах «Трансформатора» бесполезно. Скажу одно. Есть «Война и мир» и есть «Николай Николаевич» и то и другое – великие произведения русской литературы. Это о мате. А достоинством «Трансформатора», помимо взятых из жизни персонажей, как раз является драматургия. Она проста, но будь у авторов искушение развить сюжет, фильм бы просто рассыпался. Сходу наличие драматургии в кино определить достаточно просто. Если действие завораживает - она есть, а если хочешь выключить на второй минуте - извините, не интересно! Фильм начинается с титра: «По дороге из Питера в Москву мужики потеряли трансформатор». Эта фраза сразу берёт зрителя и далее начинается такое!!! Авторы разбивают десятиминутный матерный монолог героя простыми титрами (прошёл месяц и т.д). Приём слабоват, но работает. Но основное достоинство драматургического решения заключается именно в своём минимализме. И спасибо Паше и Антону за то, что у них хватило ума и вкуса не показывать этот трансформатор, не выходить с камерой на улицу и перекрывать синхроны жизнью прилегающей деревни и трансформатора, снятого в разных ракурсах. Именно за счёт этого трансформатор представляется неким мистическим персонажем до конца фильма, зритель ждёт – не дождётся, когда ему всё-таки покажут этого монстра, из-за которого так страдают мужики. И как замечательно, что финал сделан в стиле фотофильма, да ещё под грамотно подобранную музыку. Просто и со вкусом, как говорят. Вот Вам и драматургия документального кино. Думаю, что с нашим решением вручить приз имени Гуревича именно этому фильму, Гуревич бы согласился. Спасибо Паше и Антону за блистательный дебют. |